Выставка «Наполеоновская карикатура н. XIX ст»

15 апреля - 31 мая

Харьковский художественный музей
ул. Жен Мироносиц (Совнаркомовская), 11

 

В фондах Харьковского художественного музея хранится прекрасная коллекция европейской сатирической графики кон. XVIII – нач. XIX ст., история которой таит в себе множество загадок. Дело в том, что большая часть музейной документации погибла во время Второй мировой войны. Сегодня мы можем только предположить, что коллекция карикатуры была приобретена во второй половине XIX ст. на одном из зарубежных аукционов известным европейским коллекционером, выпускником Харьковского университета Аркадием Николаевичем Алфёровым.

Ни одна историческая эпоха не была так полно представлена в карикатурах, как эпоха Наполеона Бонапарта. Во Франции, в Англии, Испании, Австрии, Пруссии, Германии и России любой его поступок встречали карикатурой, возбуждающей не только смех, но часто и негодование. Казалось, что целый ряд талантливых художников различных стран сговорились сообща действовать против Наполеона. Сатирические листы времен наполеоновских войн были настолько распространенным явлением, что по ним можно чуть ли не выстраивать хронологию событий. Художественная стилистика французских, английских и русских карикатур была различной. Раньше всего антинаполеоновские карикатуры появились в Англии. Потому как отношения Наполеона с Британией были изначально напряженными. Именно здесь они достигали наивысшей степени гротеска. Но интересно, что есть и французская антинаполеоновская карикатура, однако, она получает широкое распространение лишь после свержения императора. Как пример, можно привести одну из французских гравюр из фондов музея «Тигр на цепи», которая была создана уже после битвы при Ватерлоо. На ней Наполеон в образе ягуара с человеческой головой танцует под музыку трёх представителей союзников.

В кон. XVIII – нач. XIX ст. в Англии, Франции и России сатирические листы были одним из самых сильных средств воздействия на сознание людей. Карикатуры на Наполеона в течение нескольких лет были объединяющим элементом для всех европейских народов, своего рода интернациональным языком, на котором эти народы могли обмениваться мыслями об интересовавшем всех человеке – о Наполеоне.

Поділитися: